Государственный кадастровый учет земельных участков

Здравствуйте. В этой статье поднимается тема Государственный кадастровый учет земельных участков. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи. Надеемся, что мы сможем помочь

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Землеустройство
  • Государственный мониторинг земель
  • Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам
  • Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд
  • Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Определение размера возмещения в связи с изъятием участков земли для государственных или муниципальных нужд
  • Подготовка соглашения об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
  • Решение об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
  • Выявление лиц, участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд
  • Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  • Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
  • Ограничение прав на землю
  • Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
  • Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ
  • Условия и порядок отчуждения земельного участка
  • Реквизиция земельного участка
  • Конфискация земельного участка
  • Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Основания прекращения сервитута
  • Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
  • Основания прекращения аренды земельного участка
  • Основания прекращения права постоянного пользования участком, права пожизненного наследуемого владения участком
  • Основания прекращения права собственности на земельный участок
  • Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ
  • Обязанности лиц, использующих государственные или муниципальные земли, на основании разрешений
  • Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций
  • Использование государственных и муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута
  • Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
  • Порядок заключения соглашения о перераспределении земель различных форм собственности
  • Случаи и основания перераспределения земельных участков различных форм собственности
  • Случаи перераспределения государственных или муниципальных земель между собой
  • Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель
  • Лица, заключающие соглашение об установлении сервитута
  • Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель
  • Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
  • Аукцион по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме
  • Договор аренды участка из государственных или муниципальных земель
  • Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель
  • Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок
  • Предоставление участка из государственных и муниципальных земель, на котором расположены здание, сооружение
  • Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно
  • Предоставление участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка
  • Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
  • Проведение аукциона по продаже участка из земель государственной или муниципальной собственности
  • Организация аукциона по продаже участков из государственных или муниципальных земель
  • Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование
  • Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в постоянное пользование
  • Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности
  • Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду
  • Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно
  • Продажа участков из государственных или муниципальных земель на торгах и без проведения торгов
  • Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков
  • Возникновение прав на участки, предоставляемые из государственных или муниципальных земель
  • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание
  • Ограничение оборотоспособности земельного участка
  • Документы, подтверждающие право на земельный участок
  • Основания возникновения прав на землю
  • Безвозмездное пользование земельным участком
  • Земельный сервитут
  • Аренда земельного участка

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Кто занимается кадастровым учетом

Учет осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В каждом регионе РФ данное учреждение имеет свои представительства. Организация руководствуется в своей работе Гражданским кодексом и Конституцией РФ.

Подав заявку, граждане могут получить сведения, которые необходимы для купли или продажи недвижимости.

Срок постановки на учет

Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2021 сроки постановления на учет сокращены и составляют:

  • 7 рабочих дней, когда производится просто внесение в базу и передача всей документации в кадастровую службу;
  • 9 рабочих дней, когда процедура делается с сопутствующей регистрацией и документы подаются в МФЦ.

Перечень организаций, куда подается заявление об учете

Заявление о постановке на учет земельного участка подается в:

  • орган кадастрового учета;
  • в ближайший Многофункциональный центр (МФЦ).

Причины отказа в осуществлении учета земельных участков

При подаче документов может быть произведен отказ. Подобные ситуации возникают в следующих случаях:

  • гражданин, оставивший заявку, не обладает полномочиями пользоваться данным участком;
  • обращение ненадлежащего лица, например несовершеннолетнего и т. д.;
  • заявление противоречит требуемым нормам;
  • запрашиваемые права заявителя противоречат законодательству РФ или же не могут быть осуществлены в процедуре регистрации;
  • не подготовлен полный пакет необходимых бумаг;
  • поданные сведения не являются достоверными;
  • документы, в том числе заявление, оформлены неверно;
  • заключение о проведении процедуры межевания или другие бумаги подписаны лицом, не имеющим полномочий;
  • бумаги были поданы другим собственником или на иную сделку с этим же наделом;
  • нет согласия всех сторон на запрашиваемое мероприятие;
  • владение не представляет собой недвижимость, требующую внесения в базу;
  • границы участка заходят за соседние и пересекают их, данный факт свидетельствует о том, что процедура межевания была проведена неграмотно и с нарушением общепринятых требований;
  • размеры земельного надела не уточнены, или был проведен их сдвиг;
  • площадь отличается от допущенных в Едином государственном реестре норм по размеру площадей;
  • владение разбито на 2 и более территории, уже имеющие свои документы;
  • часть надела заходит за государственную территорию;
  • местоположение строения недостоверно в соответствии с планом;
  • указанная площадь и другие сведения не соответствуют действительности.

Определение кадастрового номера

По завершении процедуры учета собственнику оформляется паспорт участка и владению присваивается кадастровый номер – уникальный идентификатор. По нему проверяются все последующие операции с недвижимостью.

Благодаря этому номеру владение числится и легко определяется в Единой базе росреестра, в которой его можно найти как онлайн на портале, так и в архивной документации. Неучтенных владений не останется.

Номер содержит несколько типов цифр, в которых зашифровано месторасположение объекта:

  • первая группа означает территориальный округ участка;
  • вторая – район;
  • третья – квартал;
  • заключительная – номер участка.

На примере это выглядит следующим образом: 59:01:0036001:55.

Номер вносится в электронную базу, прописывается во все сопутствующие бумаги.

Перечень документов, необходимых для учета

Для постановки на учет земельного участка необходимо подготовить пакет документов:

  • заявление на межевание;
  • паспорт владельца и его копия, а также по необходимости доверенность, если присутствует доверенное лицо;
  • бумаги владельца;
  • технический паспорт на сооружение;
  • выписка из кадастра;
  • план участка;
  • подписанное соседями товарищества извещение об их присутствии при процедуре межевания (этот пункт крайне важен, он нужен для точного определения размера владения и во избежание претензий), декларация специалиста о проделанной работе.

Причины снятия с кадастрового учета земельного участка

Снятие с кадастрового учета земельного участка представляется возможным в случае отсутствия на нем правовых ограничений.

Перечень причин, по которым осуществляется данная процедура:

  • сведения об участке недостоверны или являлись временными;
  • деление земельного владения и возникновение нескольких, уже имеющих свои документы;
  • садовые или другие участки, статус которых является временным, оформленные на учет более 2-х лет назад, при этом регистрация вещного права не осуществлялась.

Сведения, вносимые в ГКН, кроме кадастрового номера

При работе с земельными участками вносятся также:

  1. Индивидуальные характеристики (наименование, перечисление границ участка, в том числе указанием координат, а также площади, кадастровых номеров соседних объектов).
  2. Дополнительная информация:
  • предыдущий номер, присвоенный до процедуры межевания;
  • категория земель;
  • адрес, если таковой имеется;
  • сведения о составе собственников;
  • указание инициалов и фамилии инженера, проводящего процедуру;
  • определение оценки надела;
  • а также сведения о сооружении, если таковое находится на территории (размеры, этажность, дата введения в эксплуатацию и т. д.)

Узнайте, какие можно получить сведения о земельном участке по кадастровому номеру.

Общие определения кадастрового учета

Федеральной закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 определяет необходимость проведения процедуры в обязательном порядке, согласно установленным правилам, непосредственно на месте объекта для всех земельных участков, включенных в перечень.

Алгоритм постановки на кадастровый учет содержит следующие этапы:

  • просмотр всей документации;
  • внесение земельных участков в Единый государственный реестр;
  • выдача индивидуального номера и паспорта;
  • формирование планов учитываемой площади;
  • ведение дел, связанных с полномочиями подразделения.

Основной составляющей кадастрового учета представляется межевое дело. Осуществляться оно может на основе результатов межевания площади.

К межеванию земельного участка относятся следующие составляющие:

  • определение четких границ учитываемой площади;
  • расположение объекта на местности;
  • последующее составление кадастрового плана.

Каждый этап обязателен и проводится на основе официальных требований. Это является основой грамотного формирования кадастрового дела в РФ.

Объекты, подлежащие кадастровому учету

Согласно закону учету подлежат следующие виды объектов:

  • дачные участки земли с домами и без (неважно, приватизированные или нет), участки, отведенные под садоводство;
  • здания;
  • участки, где не завершено строительство;
  • места стоянки;
  • территория предприятий.

Необходимые затраты

Налог за процедуру взимается в объеме установленной госпошлины и является небольшим, однако, подготовка требуемого пакета бумаг влечет за собой существенные затраты.

Расценки работ кадастровых специалистов и организаций зависят от территориального расположения. Например, в Москве, межевание на порядок выше, чем в г. Чебоксары Приволжского федерального округа, и составляет 20 000 – 40 000 руб.

В Тверской же области подобные услуги будут составлять 2 000 – 14 000 руб. Немаловажными критериями, от которых зависит цена, являются размер участка, его категория и размещение на местности, профессионализм специалиста и т. д.

Стоит также обратить внимание на то, что вся работа специалистов должна вестись согласно заявленным требованиям и инструкциям. Именно поэтому крайне важно иметь дело с опытными профессионалами.

Кто может обратиться с заявлением об учете

Из ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» известно, что запрос о постановке на учет земельного участка могут подать следующие заявители:

  • обладатели наделов (относятся также и СНТ);
  • лица, которым участок отдан под строительство;
  • граждане, имеющие разрешение на формирование искусственно созданной территории;
  • владельцы исходного объекта недвижимости, который делится на несколько последующих;
  • собственники, на участках которых не завершены строительные работы;
  • инженеры, выполняющие работу (разрешается при действиях, которые осуществляются согласно закону).

Все остальные граждане, имеющие хоть какое-либо отношение к участку, а также осуществляющие его пользование и подающие ходатайства, будут относиться к процедуре постановки косвенно, могут осуществлять любые действия только в присутствии собственников и вышеперечисленных лиц и с их согласования.

Дата завершения учета

Остановка кадастрового учета и регистрации прав происходят последовательно и в среднем составляют:

  • 3 месяца (при разрешении соответствующего органа);
  • 6 месяцев (если поступило заявление собственника).

На обдумывание предоставляется значительный период. Сроки отсчитываются с момента принятия всех необходимых бумаг.

Объекты, не подлежащие кадастровому учету

Кадастровому учету и последующей проверке не подлежат следующие виды объектов:

  • здания временного назначения (состоят из достаточно легких конструкций, земля под них выдается на специально отведенный срок, как правило, это торговые павильоны, палатки и т. д.);
  • объекты и постройки вспомогательного назначения (нет самостоятельного с/х назначения, созданы для вспомогательной функции, выступают примыкающим звеном к основному объекту, например, блочные конструкции при предприятии, заборы и пр.), которые находятся вблизи основного здания;
  • участки недр, весь заповедный фонд;
  • государственные владения и т. д.

Оформляйте своевременно и профессионально

В последнее время участились случаи отказа от постановки на учет объектов недвижимости.

В 2021 г. гражданка Сотникова В.В. подала заявление в МФЦ по своему земельному владению и получила отказ.

Причина заключалась в том, что участок достался ей в наследство (более подробно об оформлении наследства на земельный участок) от дедушки, но дарственную она в документах не предоставила. Решением её вопроса будет предоставление всех без исключения документов, подтверждающих ее право собственности, а также необходимый перечень бумаг для получения кадастрового номера.

Еще одной часто встречающейся ошибкой является несвоевременное предоставление всех надлежащих документов.

Так, гр. Золотарев А.М. в свое время приобрел участок земли в 20 соток, и вдруг он узнает о необходимости процедуры межевания. Выясняется, что его участок вообще давно перепродан другому лицу. В ходе расследования выяснилось, что его земля – это часть крупного участка в 50 соток, разделенного на 2 половины (на 20 и 30 соток). Естественно, по документам был перепродан весь участок.

Возникает вопрос: а достоверны ли вообще официальные документы господина Золотарева, если была продажа всего участка, в которой не отражено, что он был ранее поделен на 2 части? Это еще нужно проверить. Если да, то теперь для защиты своих прав и устранения ошибок пострадавший собственник должен обратиться в федеральный суд с ходатайством и предоставлением всех необходимых документов на право собственности с целью признать сделку недействительной.

Таких случаев в практике немало. Поэтому крайне важно проводить все процедуры своевременно и оформлять все сделки профессионально и на документальном основании. Будьте защищены и юридически подкованы.

Основания постановки на кадастровый учет земельных участков

Постановка на кадастровый учет земельных участков оформляется в следующих ситуациях:

  • возведение сооружения на новой отделенной территории;
  • завершение срока (когда снимается с учета);
  • возникновение существенных изменений в особенностях участка;
  • внесение объектов, учтенных ранее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: