Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования

Добрый день, дорогой посетитель! Сегодня мы поговорим по теме Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь! Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Порядок изъятия земельного участка у собственника ввиду ненадлежащего использования

Статья 293 ГК РФ закрепляет прекращение прав собственника на земельный надел и помещение, которое является жилым, располагается на данном землевладении и содержится бесхозяйственно.

Предусмотрена возможность продажи земельного участка и жилого помещения посредством аукциона на основании судебного решения, удовлетворяющего соответствующий иск органа местного самоуправления.

При этом собственник получает все денежные средства с продажи, за исключением тех расходов, которые являются необходимыми для исполнения решения суда.

К основаниям, по которым право собственности прекращается при отсутствии на то воли собственника, относятся нарушения, допускаемые собственником участка и помещения при реализации своего права, в частности, несоблюдение при использовании подобного имущества его определенного назначения, бесхозяйственное использование жилья, влекущее его дальнейшее разрушение, ущемление прав лиц, которые проживают по соседству.

Орган местного самоуправления выносит недобросовестному собственнику предупреждение, в соответствии с которым необходимо устранить все выявленные нарушения. Если же после этого собственник нарушения не устранит, можно смело обращаться в суд.

Наличие согласия собственника с вынесенным решением существенным образом влияет на процесс предстоящего изъятия.

Если от собственника поступит письменное согласие исполнить вынесенное решение, участок будет продан посредством публичных торгов. Если же от собственника не поступило соответствующее согласие, орган, который принял решение изъять участок, в соответствии c ГК РФ вправе требовать через суд продажу участка.

На практике нередко случаются ситуации, когда собственник совершает правонарушение, в силу чего его имущество изымается безвозмездно.

Согласно статье 243 ГК РФ, под конфискацией понимается такое изъятие имущества, которое служит санкцией за совершение предусмотренного КоАП правонарушения или же преступления.

Процедура возмездной не является. Следует отметить, что конфискация может быть осуществлена исключительно в соответствии с решением суда.

Добровольное изъятие участка земли предполагает следующую последовательность действий:

  • Этап подготовки, на котором определяется порядок прекращения права собственности;
  • Принимается решение, в котором обосновывается изъятие;
  • Собственник информируется о том, что его имущество будет изъято;
  • Государственная регистрация;
  • Заключается соглашение с собственником участка об изъятии.

Если лицо, владеющее участком, отказывается заключать соглашение, осуществляется процесс изъятия земли без его воли. Орган, обладающий соответствующей компетенцией, направляет иск в суд.

Когда суд рассматривает данный иск, он принимает во внимание следующие сведения:

  • основания для осуществления изъятия;
  • необходимость использовать данный участок;
  • иные причины, в соответствии с которым должно быть произведено изъятие.

Обязанность доказывать все обстоятельства дела лежит непосредственно на органе, который подал иск и принял решение изъять участок.

При одновременном изъятии объектов, которые располагаются на участке, необходимым является наличие доказательств, что участок невозможно изъять, сохранив права на данные объекты.

Суд может отказать в удовлетворении данного иска, если он посчитает, что обстоятельства не были достаточным образом подтверждены. Основание для госрегистрации перехода права собственности на участок – соответствующее положительное судебное решение.

Основания для изъятия земельного участка у собственника ввиду ненадлежащего использования

В соответствии со статьями 284 и 285 ГК РФ, изъятие участка земли без воли его собственника может быть осуществлено вследствие его недопустимого использования, под которым понимается отсутствие использования участка в рамках его целевого назначения в течение определенного законом времени, грубое нарушение установленных на законодательном уровне норм использования земельных ресурсов.

Положения статей 284 – 286 ГК РФ направлены на регулирование процесса изъятия участков. Также данный процесс регулируется ЗК РФ и ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К основаниям для данного изъятия относятся:

  • неиспользование участка, который предназначен для производства сельскохозяйственной продукции или строительства, на протяжении трех и более лет;
  • использование земельного участка таким образом, что нарушаются установленные на законодательном уровне правила рационального пользования землей (например, нарушение целевого назначения земли или использование вне рамок определенной категории земли, такое использование, которое влечет снижение уровня плодородности земли, предназначенной для удовлетворения нужд сельского хозяйства, или наносит существенный вред экологии окружающей среды).

На собственника налагается штраф, выносится предупреждение о том, что он допустил правонарушения. Если же после этого собственник продолжит использовать участок ненадлежащим образом, допустимо изъять участок без его воли на это.

Данная статья закрепляет особенности и ряд основных этапов осуществления изъятия:

  • предупреждение лица, в чьей собственности находится участок, о том, что он допустил ряд нарушений при осуществлении своих прав;
  • вынесение госорганом или органом местного самоуправления, который обладает соответствующей компетенцией, решения, в соответствии с которым участок должен быть изъят;
  • проведение публичных торгов для осуществления продажи участка.

В соответствии с положениями действующего законодательства принудительном порядке прекратить право пожизненного наследуемого владения возможно исключительно после наложения административного штрафа.

Одновременно с применением данной санкции государственный орган, обладающий соответствующей компетенцией, выносит предупреждение лицу, которое нарушает земельное законодательство, уведомляя впоследствии предусмотренный ЗК РФ орган, который предоставил данный участок.

Если и после этого участок будет использоваться неправильно, а нарушения в указанный срок не будут устранены, допускается прекращение прав собственника при отсутствии его воли на это.

Для этого госорган или орган местного самоуправления, который предоставил участок, подает в суд заявление, в соответствии с которым право собственности на данный участок должно быть прекращено.

Выплачивают ли компенсацию при изъятии участка у собственника ввиду ненадлежащего использования

В статьях ГК РФ указаны особенности изъятия участков земли в случае их использования недопустимым образом, однако отсутствуют положения о том, возмездным должно быть такое изъятие или нет.

Однако необходимо отметить, что согласно указанной статье участок изымается посредством проведения аукциона, следовательно, сумма денежных средств поступит непосредственно в фонд продавца, который и является собственником изымаемого участка.

На практике применяется и иной путь, в соответствии с которым денежные средства, полученные после продажи участка, поступают в казну РФ, ее субъектов или же муниципальных образований. Однако указанный путь предполагает наличие соответствующего указания непосредственно в федеральном законодательстве.

В указанной ситуации санкцией выступает не само изъятие у собственника денежной суммы, соответствующей участку, а именно изъятие у него возможности пользоваться своим участком. Делается это для того чтобы участком смогло пользоваться иное заинтересованное лицо, которое будет добросовестно осуществлять свои права и соблюдать целевое назначение полученного участка.

Однако законодательство Российской Федерации содержит и положения, в соответствии с которым собственнику должна быть возвращена стоимость имущества, которое у него изымается вследствие недопустимого пользования им.

В частности, статья 293 ГК РФ закрепляет прекращение права собственности на помещение, которое является жилым и содержится бесхозяйственно, посредством продажи на аукционе и выплатой собственнику полученной суммы денежных средств (кроме тех средств, которые необходимы для исполнения решения суда).

Следующая статья ГК РФ содержит положение о том, что собственник приобретает всю сумму денежных средств, полученных с продажи на публичных торгах объектов, которые содержатся бесхозяйственно и имеют определенную культурную ценность, за исключением средств, которые были потрачены на организацию данных торгов.

Бесплатная консультация адвоката

Комментарий к Ст. 286 ГК РФ

1. Основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка — неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением (см. комментарий к ст. 284 ГК) или грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. комментарий к ст. 285 ГК).

Комментируемая статья определяет особенности такого изъятия, предусматривая следующие основные этапы:

1) заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;

2) принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;

3) продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов.

При этом, если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

2. Согласно комментируемой статье орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Вместе с тем до настоящего времени земельным законодательством данные вопросы в полной мере не регламентированы.

Земельный кодекс РФ в ст. 54 определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях лишь для землевладельцев и землепользователей, т.е. для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

В частности, согласно указанной статье принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Полагаем, что применение норм ст. 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у соответствующих собственников практически невозможно.

При этом следует учитывать, что ЗК РФ в ст. 44 непосредственно указывает, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, до внесения соответствующих корректировок в Гражданский или Земельный кодекс РФ попытка применения статьи 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у собственников по предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК РФ основаниям будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

3. В Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предприняты не совсем удачные попытки урегулирования отношений, связанных с принудительным изъятием у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.

В частности, п. 3 ст. 6 названного Федерального закона фактически воспроизведены уже имеющиеся в Гражданском кодексе РФ нормы о том, что земельный участок, в данном случае из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. При этом определено, что заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, органом местного самоуправления.

Вместе с тем с учетом требований комментируемой статьи одновременно не определен орган, который уполномочен на принятие решения об изъятии, а также не установлен порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях.

4. Комментируемая статья, предусматривая особенности изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании, одновременно оставляет неурегулированным вопрос о том, должно ли быть такое изъятие возмездным или безвозмездным.

В то же время следует учитывать, что, поскольку в соответствии с комментируемой статьей изъятие земельного участка осуществляется путем его продажи с публичных торгов, соответственно денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Использование иного подхода при разрешении данного вопроса требует непосредственного указания в федеральном законе на то, что полученные от продажи земельного участка средства взыскиваются в доход Российской Федерации или иного публичного образования.

Санкция в данном случае заключается не в изъятии у недобросовестного собственника земельного участка стоимости имущества (земельного участка), а в лишении его самой возможности использовать земельный участок в натуре, обеспечить приобретение данного участка иным лицом, возможно, более заинтересованным в надлежащем использовании земельного участка.

При этом в ряде положений гражданское законодательство непосредственно предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования.

Так, в Гражданском кодексе РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ, в соответствии с которой при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Навигация по записям

← Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками →

Комментарий к статье 286 Гражданского Кодекса РФ

1. Земельный кодекс прямо относит к ведению Российской Федерации изъятие земельных участков для ее нужд, в т.ч. путем выкупа, и к ведению органов местного самоуправления — изъятие земельных участков, в т.ч. путем выкупа, для муниципальных нужд. Акты проведенной административной реформы определили соответствующие полномочия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы (см. коммент. к ст. 268) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Федеральным законом от 06.10.2003 изъятие земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, в т.ч. путем выкупа, и земельный контроль отнесены (подп. 20 п. 1 ст. 14) к вопросам местного значения поселения; на межселенных территориях — к вопросам муниципального района (подп. 15 п. 1 ст. 15); в границах городского округа — к вопросам городского округа (подп. 26 п. 1 ст. 16). При этом органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями одноименных органов поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями (п. 2 ст. 15).

Земельный кодекс (ст. 10) относит изъятие земельных участков, в т.ч. путем выкупа земель для нужд субъектов Российской Федерации, к полномочиям последних. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по установленным Конституцией предметам совместного ведения, каким является земельное законодательство, осуществляются с учетом Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ — СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27 (ч. II), ст. 2709).

2. Правила комментируемой статьи также отсылают к земельному законодательству при установлении порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях, названных в ст. 284 и 285. В то же время Земельный кодекс (ст. 44) указал, что порядок изъятия у собственника участка в подобных случаях устанавливается гражданским законодательством. Земельный кодекс (ст. 54) установил обязательное предупреждение только при принудительном прекращении права на земельный участок и только лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка (землевладельцев, землепользователей — см. коммент. к ст. 287).

Земельный кодекс (ст. 71, 72) ввел новую систему государственного земельного контроля — специально уполномоченными государственными органами, а также муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Таким специально уполномоченным федеральным государственным органом в результате административной реформы стало Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418). Это Федеральное агентство подчинено Министерству экономического развития и торговли РФ. В определенных обстоятельствах оно взаимодействует с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов РФ, осуществляющей государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370).

Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из добровольности исполнения принятого решения об изъятии земельного участка органами, названными в п. 1 (см. п. 1 и 2 комментируемой статьи). Тогда, с получением письменного согласия собственника об этом, участок будет продаваться с публичных торгов (см. коммент. к ст. 447 — 449), что дает его собственнику определенные преимущества, в частности коммерческую компенсацию в связи с изъятием участка. Когда собственник возражает против изъятия у него земельного участка, орган, принявший решение об изъятии, заявляет свои требования о продаже участка в судебном порядке.

Другой комментарий к статье 286 ГК РФ

1. ЗК не определяет органы, имеющие право принимать решения об изъятии земельных участков у собственников при нарушении ими земельного законодательства, равно как и порядок принудительного изъятия такого земельного участка, отсылая в последнем случае к гражданскому законодательству. ЗК (ст. 54) устанавливает порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся их собственниками (см. коммент. к ст. 287). Представляется, что с учетом правил, установленных комментируемой статьей, этот порядок может быть использован при прекращении права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства.

2. Существенное отличие порядка прекращения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства, который был установлен ЗК РСФСР и законодательством ряда субъектов РФ, от порядка, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в том, что прекращение права собственности (изъятие) земельного участка производится не безвозмездно, а путем его принудительной продажи с торгов, в то время как ранее земельный участок изымался безвозмездно на основании решения органа, предоставившего данный участок.

Однако применительно к некоторым видам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в основном используемых для товарного сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими крестьянское хозяйство, и сельскохозяйственными коммерческими организациями) принцип возмездности изъятия данных земельных участков в случае их ненадлежащего использования определен недостаточно четко. Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об обороте земель указанный земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего его использования. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Таким образом, здесь прямо не предусматривается продажа земельного участка с торгов. В данном случае может быть применен принцип верховенства специального закона над общим, исходя из того, что специальный закон посвящен специальному объекту — землям сельскохозяйственного назначения. Однако, учитывая необходимость равной защиты права собственности на землю, думается, что и в этом случае следует применять возмездное принудительное изъятие земельных участков.

3. При применении п. 2 комментируемой статьи могут возникнуть некоторые сложности, связанные с организацией и проведением торгов, поскольку правила ст. ст. 448 и 449 ГК не могут быть полностью применимы к этому случаю. Основные вопросы, которые при этом возникают, по нашему мнению, следующие.

Первый. Если предположить, что земельный участок будет продан по наиболее высокой цене, сложившейся в результате проведения торгов, то в этом случае лишение собственника его земельного участка может оказаться не санкцией, а поощрением, если, например, лицо и не собиралось использовать земельный участок, а держало его для продажи с учетом возможного роста цен на землю. В равной мере это относится и к лицам, которые совершили порчу земель, привели их в состояние, непригодное для использования, а за эти действия в результате проведения торгов они получают определенную компенсацию. При этом можно также предположить, что даже загрязненные земли в определенных регионах при изменении целевого назначения (например, сельскохозяйственные угодья, продаваемые для коттеджного строительства) могут быть проданы по достаточно высокой цене.

Второй вопрос — о последствиях несостоявшихся торгов. Такая ситуация весьма реальна в землеобеспеченных регионах.

Поэтому для реализации норм ст. ст. 284 — 286 ГК необходимо законодательное закрепление порядка проведения публичных торгов при принудительной продаже земельных участков за земельные правонарушения.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка, указанный орган обращается в суд. В этом случае до решения суда продажа земельного участка с торгов не допускается. Только решение суда является основанием для проведения публичных торгов.

Остались вопросы по ст 286 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 286 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: