Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием: правила и инструкция по изменению ВРИ

Добрый день, уважаемые посетители! Далее подробно описана тема Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием: правила и инструкция по изменению ВРИ. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи! Надеемся, что мы сможем помочь

Правовые требования к наделам

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием проводится только с учетом законодательных норм. К процедуре предъявляется ряд определенных требований, при несоблюдении которых мероприятие будет считаться незаконным.

Среди основополагающих условий стоит выделить следующие:

  • участки, которые планирует объединить заинтересованное лицо, должны в обязательном порядке быть смежными;
  • обязательна установка их конкретных границ – другими словами, требуется проведение межевания с занесением актуальных сведений в кадастровый реестр;
  • объединяемые земли должны попадать под одну и ту же категорию, однако в некоторых случаях допускается разный формат разрешенного использования – это обуславливается тем, что собственнику предоставляется возможность самостоятельной установки вида для образованного объекта недвижимости;
  • объединяемые территориальные наделы должны располагаться в пределах одного муниципального образования;
  • участки земли, находящиеся во владении граждан на правах бессрочного пользования или наследуемого владения, могут быть объединены только в случае, если у них один единственный владелец;
  • если на участках расположены любые объекты строительства, то их нужно сохранить в том же виде, как и при проведении процедуры;
  • образованный участок не должен ни при каких обстоятельствах препятствовать возведению новых объектов строительства;
  • новая территория не должна приводить к изменению границы или к ее вклиниванию в пределы других земель;
  • мероприятие не может противоречить нормам действующего федерального законодательства.

Как происходит процедура

В 2021 году процедура проводится в несколько этапов:

  1. Сбор и корректная подготовка установленного пакета документации.
  2. Посещение территориальной кадастровой палаты с последующим вызовом уполномоченного кадастрового инженера на объект – специалист проведет необходимые мероприятия, по результатам которых на руки собственнику будут выданы все бумаги технической направленности.
  3. Постановка образованного земельного участка на учет с последующим присвоением индивидуального кадастрового кода.
  4. Оформление нового свидетельства о праве собственности.
  5. Обращение в местный регистрационный орган, сотрудники которого занимаются выдачей унифицированного заявления – оно должно быть в обязательном порядке подписано заинтересованным гражданином с учетом приложения дополнительных бумаг.

Правоустанавливающий документ на территориальный надел будет выдан владельцу в течение установленного срока в 30 календарных дней.

Необходимые документы

Для постановки нового участка на кадастровый учет потребуются следующие документы, актуальный перечень которых регламентируется Федеральным Законом №218:

  • заявление с просьбой об организации кадастрового учета;
  • соглашение, заключаемое между собственниками по факту объединения;
  • правоустанавливающие бумаги на исходные участки, если официальное право собственности на них не было зарегистрировано в едином реестре.

Скачать заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка для физических лиц

Скачать образец заполнения заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета

В случае, если межевой план был ранее помещен в архив компетентного органа без возможности его получения на руки, то можно узнать идентификационный код данного документа. Предоставление такой нумерации приводит к ликвидации требования о предъявлении классического плана.

Если заявление передается в руки сотрудника регистрационного отдела, то непосредственный заявитель должен предъявить свой гражданский паспорт, а при участии его официального представителя – нотариальную доверенность, подтверждающую наличие полномочий у конкретного лица.

Регистрация в Росреестре

Заявление вместе с сопровождающим пакетом документации нужно предоставить в территориальное отделение государственного реестра одним из способов, четко прописанных в Федеральном Законе №218 и в специальном Порядке, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №883 от 26 ноября 2021 года.

Передача документов проводится лицо в непосредственное отделение Росреестра, либо в Многофункциональный центр. Привязка к месту фактического расположения земли не имеет определяющего значения, благодаря приему пакета по экстерриториальному признаку. Помимо прочего, заявление может быть передано уполномоченному представителю кадастрового реестра в формате выездного приема.

Еще одной возможностью является передача сформированного комплекта документов почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложенных бумаг и уведомлением о получении. Также может использоваться для реализации рассматриваемых целей личный кабинет на официальном сайте государственного реестра.

В случае, если на момент подачи заявления государственная пошлина не была оплачена, то заявителю происходит передача информации об индивидуальной кодификации конкретного платежного поручения. Оплата пошлины проводится с учетом указания фактической даты. Требование об этом содержится в Информации Росреестра от 26 июля 2021 года.

Срок осуществления процедуры в рамках кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности составляет 10 рабочих дней с момента приема заявительной документации в обработку территориальным отделением Росреестра. Если комплект бумаг подается в режиме одного окна в Многофункциональном центре, то установленные временные рамки изменяются до 12 рабочих дней.

Официально государственная регистрация начинает действовать со дня приема документации. Положение об этом содержится в Федеральном Законе №218. Стоит отметить, что одновременно с регистрацией права собственности на новообразованный территориальный надел будет зарегистрировано прекращение прав на использование исходных участков земли, что, в свою очередь, регламентируется статьей 41 вышеуказанного Закона.

Каждое заинтересованное лицо может получить исчерпывающую информацию о ходе осуществления мероприятия, например, о переводе выплат по государственной пошлины, посредством электронной рассылки по указанному в заявлении адресу электронной почты. Для этих целей может использоваться и номер мобильного телефона, что четко прописывается в пунктах 3 и 4 Порядка от Минэкономразвития РФ от 16 марта 2021 года.

Как по свидетельству…

Стандартная стоимость…

Что включено в стандартный документальный комплект

Объединение земель начинают с формирования документального комплекта. После чего работы переходят к техническим работникам для разработки плана по межеванию. Созданное образование регистрируют в Росреестре.

Для документальной комплектации нужно собрать:

  • соглашения, на основании которых земля перешла во владение;
  • удостоверение о праве владения исходными площадями;
  • кадастровый паспорт;
  • согласие всех хозяев на соединение земли;
  • заявку о снятии с регистрации старых участков и постановке нового надела.

Принимают документы в Росреестре или в частной организации с лицензией на выполнение исследования, экспертизы, измерений и определения возможности объединения земель.

Специалисты на основании заявки выезжают по адресу, чтобы провести исследование территории для разработки плана межевания. Изыскания, инженеры вместе с техниками, выполняют за один рабочий день. На графическую схему и подготовку документа уйдет неделя.

Как землю используют в соответствии с классификатором

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием происходит по законодательным нормам.

Это не общие утверждения, нужно понять юридическую терминологию в землепользовании. Наделы передают гражданам во владение или аренду, если ими будут пользоваться по целевому назначению.

Как происходит объединение земельных участков с разным разрешенным использованием?

Такой подход:

  • сохраняет земли;
  • охраняет окружающую среду;
  • защищает порядок возле рядом расположенных зданий.

ЗК РФ регулирует отношения, связанные с землей:

  • собственники имеют право использовать участки по своему усмотрению и всем на них расположенным – карьером, прудом;
  • владельцы должны строить в соответствии с нормативами и целевым предназначением;
  • проведение технических работ выполняется на основании санитарных, градостроительных требований.

По закону земельные наделы используют по установленным категориям. В кадастровых документах указана вся необходимая информация об объекте, из какого фонда передана земля:

  • населенных пунктов;
  • сельских хозяйств;
  • специальных назначений;
  • лесных насаждений;
  • запасников.

Использование с целевым предназначением означает, что на конкретной площади будут построены:

  • коттеджи;
  • многоквартирные дома;
  • дачи;
  • коммерческие объекты;
  • фермерское хозяйство.

Землю используют по основному направлению. Когда хозяин задумал применить вспомогательный вид, нужно получить специальное разрешение, его выдает комиссия.

Если хозяина не устраивает категория земли, он может изменить её заявительным характером. Для этого он подает ходатайство в администрацию по месту расположения участка и прикладывает правоустанавливающие документы.

Земли соединяют, если их границы смежные и, это не противоречит градостроительным нормам, которые установили в области или крае.

После проведения процедуры цельный участок переходит во владение одного человека или группе лиц по долям. Под разным разрешенным использованием нужно понимать, что граничат 2 надела.

Один состоит в категории для строительства. У другого участка предназначение — выращивать на нем сады и огороды. Для соединения земель в правовом порядке:

  • участки переводят в единую форму;
  • получают на это постановление;
  • вносят изменения в бумаги;
  • проводят межевание;
  • регистрируют новый объект.

Государственные органы контролируют использование земель по целевому назначению.

На какие случаи установлены запреты

Если нарушен законодательный порядок в соединении земельных площадей хозяину не удастся зарегистрировать новое образование. А без документального подтверждения о собственности её нельзя:

  • продать;
  • подарить;
  • передать в наследство;
  • использовать по назначению, даже по соответствующей категории.

Причин для отказа у правомочных органов в соединении земельных площадей много:

  • нет затребованного комплекта бумаг;
  • ходатайство на объединение подали лица без права на проведение процедуры;
  • земли разного предназначения, которые не переведены в единую категорию;
  • согласования с собственниками нет или недостаточно полно;
  • на участках находится незавершенное строительство, которое мешает объединению;
  • нарушены права заинтересованных лиц, они не давали своего согласия на соединение участков;
  • земля не имеет смежных границ, каждый надел находится далеко;
  • имущество принадлежит государству, муниципалитету;
  • приоритет на владение у других граждан;
  • размер созданного участка не подходит по нормативам.

Когда произошли основные работы могут создаться препоны в государственных ведомствах, объединенный участок нужно зарегистрировать как новый объект. В качестве основания для отказа в регистрации имущества, обычно выражают следующими причинами:

  • не предоставлен полностью комплект документов;
  • земля стала предметом в судебном разбирательстве;
  • объединение произошло из участков разных категорий, которые не могут принадлежать к частной собственности.

Если неправомерно отказывают оформлять землю, проблему решают в судебной инстанции исковым заявлением. Заинтересованным лицам нужно учитывать, что единого стандартного шаблона для решения не может быть.

Каждая ситуация требует индивидуального подхода, тщательной экспертизы земельных наделов, отдельного межевания и технического заключения.

Без регистрации земли, как особого предмета, этим имуществом нельзя пользоваться, так как она не индивидуализирована. Кадастровая деятельность осуществляется по закрепленным федеральным положениям.

В них утверждено, что земельным участками присваиваются номера, отражаются пограничные края по межеванию. На основании регистрационных данных государственные органы контролируют оборот и эффективность рационального использования площадей.

Собственники платят налоги по сведениям из регистрации имущества и идентифицированного правообладания. Документальное оформление гарантирует участникам совершение законных сделок.

В статье 26 ФЗ № 218 указан полный перечень оснований, по ним приостанавливают оформление кадастра или отказывают регистрировать имущества:

  • обращение лиц без права осуществлять действия;
  • отсутствие достоверных фактов;
  • подписи лиц без правомочий;
  • предоставлена ложная информация;
  • границы пересекаются с другим земельным наделом;
  • на участках построены здания без разрешения;
  • надел образован из частей разных категорий;
  • судебным актом установлен запрет на совершение определенных действий.

Чтобы объединить несколько участков на территории с различными видами на использование, нужно привести их к одному формату.

Действие государственной регистрации начинается в день приема документов. Вместе с образованием собственности нового надела, прекращаются права на исходные участки, что тоже регистрируют. Контролирующие органы о смене формата заносят в реестр данных, после оплаты государственной пошлины.

Когда закончится проведение всех процедур, но приходит отказ на регистрацию нового участка, нужно:

  • требовать письменного подтверждения отрицательного решения от Росреестра;
  • изучить основания;
  • исправить ошибки.

Районный суд Саратова рассматривал иск 4 граждан, которые жаловались на постановление местных органов. Физические лица владели в долях домом, расположенным на 3 участках.

Дом был огорожен с образованием естественных границ. В администрации не дали разрешение на объединение земель, так как не смогли разделить владения.

Судейской коллегией были рассмотрены причины, на основании которых пришли к выводу.

Согласия собственника, а он давно не прописан в доме и не живет там, не нужно. Решением суда был отменен отказ местной власти, а для земель вынесен вердикт в удовлетворении иска на объединение. Иногда заявление на объединение наделов подают не собственники, а арендаторы.

Для проведения такой процедуры, им нужно согласовать свое желание с владельцами угодий:

  • физическими лицами;
  • юридическими организациями;
  • местными администрациями.

В остальном процедура ничем не отличается от общего порядка в соединении участков. Они подают заявку с согласием собственников, своими удостоверениями личностей и кадастровыми паспортами.

Нельзя объединить земли при сильном отличии категорий – лесные посадки с промышленными или сельские угодья с жилищными комплексами несовместимы. Прежде чем начать объединение нужно выяснить все тонкости.

Менять или не менять вид разрешенного использования земельного участка смотрите в следующем видео:

01 Апр 2021      Юлия Юрьевна    
    411      

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Порядок объединения земельных участков с разным разрешенным использованием

Каждый надел имеет свою характеристику. В кадастре фиксируют по параметрам:

  • площадям;
  • границам;
  • адресам;
  • категориям.

В Росреестре каждый участок вносят в базу данных, там указывают отличительные признаки для идентификации. Когда соединяют участки, создают единый объект, получают другую единицу владения, которая наделена характерными признаками и существенно отличается от прежних параметров.

При объединении придерживаются условий:

  • прежние участки больше не существуют по отдельности, создан другой объект;
  • владеть землей может один или разные собственники, если соединено их имущество;
  • при разных категориях участки переводят в одно предназначение;
  • земельные наделы должны находиться рядом;
  • рассматривают площади по размерам, по максимально допустимым, утвержденным в районе;
  • владения зарегистрированы в кадастровом Росреестре.

Продолжительность проведения мероприятий зависит от комплекса работ:

  • выезда инженерно-технических работников;
  • проведения измерений;
  • удаленности участков;
  • статуса владельца.

Если хозяин несовершеннолетнее лицо нужно, чтобы разрешили органы опеки. По закону соединять земельные части могут не только их владельцы, но и земледельцы, которые пользовались сельскими угодьями способом постоянным, бессрочным, безвозмездным или получили владение по наследству.

Разрешено соединять наделы, когда они находятся под обременением, эти ограничения переходят на новое образование.

По законодательным положениям:

  • границы пространства обозначены в межевом плане;
  • предназначение наделов переведено в одну группу с разрешенной формой;
  • соединение не мешает расположенным зданиям, не нарушает требований по охране окружающей среды.

Когда создан межевой план, землю регистрируют на основании полученного заключения, его выдает кадастровый инженер. Письменное решение о соединении не заверяют нотариально.

Если у земли несколько владельцев, они оформляют коллективное соглашение, под которым подписываются. В договоре группа лиц выражает свое согласие на соединение земельных наделов.

Документ прилагают к заявлению, передают местным властям. В ответ администрация отдает заявителям свой вердикт в постановлении, принятом комиссией.

Собственнику нужно пройти через следующую процедуру:

  • подготавливают необходимый документальный комплект;
  • обращаются к кадастровым специалистам для выполнения измерений, фотографирования и выдачи заключения;
  • ставят на учет, присваивают номер в кадастровом идентификаторе, оформляют новое свидетельство;
  • посещают регистрационный орган для заполнения унифицированного заявления с приложением необходимых бумаг;
  • получают правоустанавливающее свидетельство.

Объединяют земельные участки по разрешенной законом процедуре, соблюдая конкретные требования.

Что такое межевание

Инженеры считают, что объединение земель начинается с подготовки к межеванию. Состоят работы из геодезических измерений, их проведением занимаются специалисты. Они могут работать в кадастровой палате или принадлежать к частной структуре.

Собственники не выполняют сами межевание, организация должна иметь:

  • лицензию, которая разрешает работы;
  • приборы, оборудование.

Для обозначения границ в будущем участке необходимо соблюдать технические требования:

  • по временной фиксации данных;
  • регистрации адреса.

Юридический адрес присваивают объекту после завершения измерительных работ, но до кадастрового учета. Межеванием соблюдается разделение границ участков, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с соседями, когда будут установлены новые точки соприкосновения. В плане межевания графически отражают созданный участок с законными границами.

Когда у собственников на руках есть такой план, он может свободно распоряжаться землей, никто другой не имеет права использовать ее по своему усмотрению.

Проведение работ начинается по заявке с приложением:

  • паспорта заявителя;
  • документов о собственности;
  • особого состояния земли, схемы коммуникаций, электрических кабелей.

С соседними владельцами работы заранее согласовывают. Для этого берут письменное согласие. После необходимых замеров инженер составляет заключение. Созданный акт подписывают заинтересованные лица, участники процедуры.

После предоставления заявителю результатов межевания, бумаги возвращаются в Росреестр для окончательной регистрации нового объекта.

Объединение земельных участков в 2021 году: образец соглашения, проведение кадастровых работ, условия и порядок объединения земли, документы | Земельный эксперт

Земельные участки, смежные друг с другом, можно объединить в один новый участок. Сделать это по общему правилу могут только их собственники. Если обоими наделами владеет один гражданин, то он становится единоличным собственником созданной им недвижимости.

Если наделы принадлежали нескольким субъектам, объединение земельных участков может происходить в режиме общей собственности. Глава 16 Гражданского Кодекса РФ разрешает общий земельный участок делить на доли. Каждая из них будет принадлежать гражданам на правомочиях собственников.

В ходе объединения им понадобится образец решения собственника об объединении земельных участков (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец решения собственника об объединении земельных участков]).

Что происходит при объединении земельных участков?

Главное условие для слияния участков отражено в статье 11.6 ЗК РФ: смежность наделов. При образовании нового участка, юридическое существование его образующих прекращается.

Последствия образования нового участка состоят в том, что гражданин наделяется правомочиями собственника на вновь созданное имущество.

ВАЖНО: закон предоставляет возможность объединения не только собственникам, но и тем, кто пользуется имуществом на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или пожизненного наследуемого владения. Но порядок объединения двух участков в один несколько иной, если сравнивать аналогичный процесс с режимом собственности. Два таких участка могут быть образованы, если их хозяином является одно лицо.

Залог не выступает помехой для образования нового участка. Обременение перекладывается на новый объект, если иной порядок не назначен нормами законов.

Требования к объединяемым земельным участкам

Положениями закона установлены главные критерии, при соблюдении которых образуются вновь созданные земельные участки:

  1. Границы земель должны быть четко установлены в соответствии с законодательством РФ. Для этого специалистами составляется межевой план, предназначение которого состоит в определении габаритов участка и его границ. Стоимость межевого плана примерно одинакова в различных специализированных компаниях.
  2. Участки земли должны быть в одной группе по целевому назначению и относиться к разрешенным категориям.
  3. Земли должны располагаться в одном муниципальном образовании.
  4. Владение участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования, а также пожизненного наследуемого владения должен осуществлять один человек.
  5. Объединение земель не должно создавать помехи к размещению недвижимости, нарушать требования охраны земель.

После создания межевого плана участок необходимо поставить на учет. Документы готовит специалист. Заключение кадастрового инженера нужно для регистрации вновь созданного объекта недвижимости.

Решение и соглашение на объединение земельных участков

Гражданин предоставляет решение об объединении участков, если он один владеет ими. Этот документ составляется в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Для участка земли, образуемого из земель разных собственников, группой лиц формируется коллективное решение, под которым они ставят свои подписи. Его содержание заключается в четко выраженном согласии собственников на объединение своих участков.

В дополнении к решению, пишется заявление об объединении (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления об объединении земельных участков]). Заявление подается в местную администрацию. Сотрудники администрации должны ответить на заявление гражданина или группы лиц.

Ответом служит проект постановления. Последующий документ (постановление) уже выносится при принятии окончательного решения об объединении земельных участков. Вновь созданному объекту недвижимости присваивается почтовый адрес.

Составлять соглашение об объединении необходимо, когда в слиянии земель участвуют несколько владельцев.

В соглашении нужно учесть интересы всех собственников, но полномочия владельцев распространяются только в пределах их территории. Обычно объединяются участки, разные по площади, но одинаковые по назначению.

Например, это могут быть наделы земли, предназначенные для садоводческих работ, что создает удобства любителям загородной жизни.

Порядок объединения земельных участков

  1. Сбор и подготовка документов.
  2. Визит в кадастровую палату, вызов кадастрового инженера. Специалист проведет с объектом необходимые работы, на базе которых выдаются технические документы.
  3. Постановка созданного участка на учет, присвоение кадастрового идентификатора, оформление нового свидетельства.
  4. Обращение в регистрационную палату. Сотрудники этого органа выдают унифицированное заявление. Оно подписывается гражданином. К нему прилагаются необходимые документы.Через 30 дней гражданин на руки получает правоустанавливающий документ. Это свидетельство на землю.

Список документов

  • основной документ заявителя;
  • заявка в кадастровый орган;
  • документы (правоустанавливающие);
  • справка из кадастрового учета;
  • разрешение из муниципалитета, если речь идет об участках, находящихся в аренде.

Пример по объединению земельных участков

Гражданка Перова А.М. и соистцы обратились с иском в суд. Женщина владеет домом (1/3 доля). Остальным двум мужчинам, Чехову и Пышкину, также принадлежат по 1/3 доли. Граждане проживают в городе Ульяновске.

Дом стоит на участке земли, 600 кв.м. К нему примыкает еще один надел, но меньший по площади — 90 кв.м. Участок был выделен под огородничество, им никто не интересовался. У предыдущего владельца жилого дома земля заявителей была выделена под аренду.

Перова, Пышкин и Чехов обратились в мэрию для того, чтобы объединить между собой эти земельные наделы. Между ними произошел разговор, в ходе которого было решено оформить новый земельный участок в долевую собственность. Комитет архитектуры согласовал объединение двух участков в один.

Выдан был кадастровый паспорт на объединенный участок. А мэрия отказалась давать согласие. Причиной этого послужило отсутствие разрешения правообладателя земельного надела на объединение участков.

Мэрия в этом вопросе ссылалась на 11 статью Правил землепользования в городе Ульяновске (решение Ульяновской Думы 13.10.2004 №90).

Истцы решили, что решение мэрии противоречит их интересам и не отвечает закону.

В соответствии с нормой 35 ЗК РФ, при приобретении права общей долевой собственности на жилой дом, к гражданину переходит аналогичное право и на участок земли, которым владел прежний собственник.

Основываясь на этом, можно сказать о том, что владелец является правообладателем земельных наделов. По решению суда истцы получили разрешение на объединение своих земельных участков.

Заключение

  • объединение земель – это разрешенная законом процедура, с соблюдением определенных требований;
  • новый участок оформляется в местной администрации;
  • слияние двух участков может быть осуществлено гражданами, которые пользуются участком на правах собственников, на основании постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования, а также на праве пожизненного наследуемого владения;
  • юридические лица, пользующиеся участком, также имеют право объединить его с другим, путем выкупа земли из муниципальной собственности;
  • при согласии юридического лица, организация может выкупить землю или объединить участки на правах аренды;
  • при отказе местной администрации в объединении участков, гражданин имеет право обратиться в суд.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по объединению земельных участков

Вопрос: Добрый день, нужна консультация юриста. У нас с женой два смежных участка. Один из них принадлежит моей жене, а второй мне. Жена оформила собственность в 2021 году, я – намного позже, в 2021 году по решению суда.

Понадобилось мне это для того, чтобы в свидетельстве была указана моя фамилия, а не соседа, у которого я купил участок. Но все разрешилось в мою пользу.

Теперь, нужно ли в моем случае, при владении двумя участками нашей семьей, еще и объединять их?

Ответ: Добрый день. Если вы не планируете строительство, и с этими целями не расширяете свою территорию, соединяя участки в один, вам нет необходимости объединять их.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/obedinenie-zemelnyx-uchastkov/

Оценка статьи:

Источник: https://infonedvizhimost.com/zemlya/obedinenie-zemelnyh-uchastkov.html

Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.

Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.

Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.

Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.

Арендатор не может изменить вид разрешенного использования даже с согласия собственника в следующих случаях:

— арендатор получил участок по результатам торгов.

Если участок находится в государственной или муниципальной собственности и арендатор заключил договор аренды участка по результатам торгов, то он (арендатор) не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года).

— участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.

Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.

Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.

Для справки.

Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования под ИЖС, то его можно выкупить из аренды после строительства дома.

Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.

В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.

Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.

И в завершение, рассмотрим случай,

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Подведем предварительный итог.

Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.

Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.

Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.

Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.

Где найти градостроительный регламент?

Ответ прост.

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.

Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.

Никаких разрешений и согласований получать не нужно.

Важный нюанс.

Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.

Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.

Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.

изменить вид разрешенного использования участка, на который Правила землепользования и застройки не распространяются.

К участкам, на которых не действуют ПЗЗ, как правило, относятся земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, и земли лесного фонда.

Про изменение разрешенного использования таких земельных участков, напишу отдельную статью, если в комментариях будет достаточно запросов на эту тему.

Вкратце скажу, изменение видов разрешенного использования земельных участков с/х назначения, лесного фонда и других, на которые не распространяются Правила землепользования и застройки, устанавливается отдельными федеральными законами.

Желаю вам удачного дня и достойной жизни.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.

Декларацию для смены вида разрешенного использования земельного участка

легко составить в течение 3 минут с помощью онлайн сервиса.

Заполнить онлайн

Вместе с Декларацией система предоставит готовое пошаговое руководство.

Заявление об изменении ВРИ, как правило, заполняет сотрудник Росреестра самостоятельно с использованием программных средств.

Получать чье-либо согласие или разрешение на изменение ВРИ из числа основных видов, не нужно.

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке изменить вид разрешенного использования на любой основной вид, предусмотренный в ПЗЗ.

Что такое разрешенное использование земельного участка?

В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.

Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.

Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.

Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.

По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.

Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.

Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.

1. Направить в местную администрацию заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Единой формы заявления нет.

Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.

В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.

В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.

2. Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.

Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.

Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.

Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.

По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.

На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.

Отказ можно обжаловать в суде.

3. Изменение условно разрешенного использования участка.

Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.

Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.

Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.

2-ой способ.

Как изменить ВРИ участка, находящегося в собственности?

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности зависит от того, к какой группе относится новый ВРИ.

Напомню, виды разрешенного использования участка распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

В Правилах землепользования и застройки вы найдете все 3 группы.

Существует 113 видов разрешенного использования земельных участков.

Все виды разрешенного использования (сокращенно – ВРИ) изложены в Классификаторе.

Безопасно скачать Классификатор видов разрешенного использования по ссылке.

Что такое градостроительный регламент?

В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.

Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности.

Для начала коротко разберемся:

  • что такое разрешенное использование земельного участка,
  • поймем что такое территориальная зона,
  • что такое градостроительный регламент,
  • узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
  • что такое Правила землепользования застройки.

Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.

Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.

Смена основных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к основным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр.

когда изменение вида разрешенного использования не допускается как для собственников, так и для арендаторов.

Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.

Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.

Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:

  • минимальный размер земельных участков,
  • максимальный размер участков.

Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.

Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.

Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.

Указанное ограничение состоит в следующем.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в случае, когда площадь земельного участка не будет соответствовать предельным размерам запрашиваемого вида разрешенного использования.

Другими словами, если площадь земельного участка не вписывается в параметры предельных размеров нового вида разрешенного использования, то произвести изменение ВРИ не получится.

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные способы изменения разрешенного использования земельного участка, завязаны на Правила землепользования застройки.

Однако, ПЗЗ принимаются и действуют только в пределах населенных пунктов.

Как быть, если нужно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: