Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности

Приветствуем Вас, дорогой посетитель! В этой статье мы обсудим следующее: Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно! Надеемся, что сможем решить Вашу проблему

Комментарий к Статье 39.12 Земельного кодекса РФ

Помимо подробного регулирования процедурных вопросов, можно выделить следующие новеллы в данной сфере.

Установлено правило о заключении договоров купли-продажи или аренды земельного участка в случае признания аукциона несостоявшимся: с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, которая соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям и условиям аукциона, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с участником, единственным принявшим участие в аукционе (п. п. 13, 14 и 20 комментируемой статьи). При этом заключение такого договора является обязанностью как для уполномоченных органов, так и для указанных лиц.

Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2021 г. N 808 <1>, такой возможности не предусматривалось в принципе. Согласно п. 32 указанных Правил организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. Ранее действовавший порядок проведения аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства предусматривал возможность заключения соответствующего договора только с единственным участником аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся по причине присутствия менее двух участников.
———————————
<1> СЗ РФ
. 2002. N 46. Ст. 4587; 2009. N 3. Ст. 379; 2011. N 38. Ст. 5396.

Предусмотренный комментируемой статьей подход представляется более целесообразным, поскольку заключению договора с единственным лицом предшествует процедура уведомления неограниченного круга потенциальных участников аукциона и проведение повторного аукциона не гарантирует появление новых участников.

В целях предотвращения злоупотреблений на практике предусмотрено, что в данном случае договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Также следует отметить, что жалобы о нарушении процедур аукциона являются предметом рассмотрения федеральным антимонопольным органом в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2021 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Именно с этим связано установление сроков, в течение которых соответствующий договор не может быть заключен.

Предусмотрено ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра недобросовестных участников аукциона. Необходимость введения такого реестра обусловлена получившей широкое распространение практикой участия в аукционах недобросовестных лиц, которые, не имея намерения заключать договор, завышают цену предмета аукциона и совершают иные неправомерные действия, направленные на получение денежных средств от лиц, реально участвующих в аукционе. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 8 марта 2021 г. N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1418) в реестр недобросовестных участников аукциона, предусмотренный комментируемой статьей, также включаются сведения:

1) о победителях проводимых в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2021 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» аукционов, которые уклонились от заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, являющимся предметом аукциона;

2) об участниках указанных аукционов, которые сделали предпоследнее предложение о цене предмета указанных аукционов и уклонились от заключения соответствующих договоров;

3) о лицах, которые имеют право на заключение соответствующих договоров в случае признания указанных аукционов несостоявшимися и уклонились от заключения соответствующих договоров.

Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра утверждены Приказом ФАС России от 14 апреля 2021 г. N 247/15 (официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 16.07.2015). Согласно указанному Порядку реестр ведется в электронном виде. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу: torgi.gov.ru. Ведение реестра, в том числе включение в реестр или исключение из реестра сведений, осуществляется центральным аппаратом ФАС России. Включение сведений в реестр осуществляется на основании решения комиссии ФАС России по итогам рассмотрения обращения органа, направившего соответствующие сведения с приглашением лица, сведения о котором направлены для включения в реестр.

Законодательно закреплено правило о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона (п. 11 ст. 39.8 ЗК РФ).

1. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

  • 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
  • 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

2. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

3. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

5. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

6. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

7. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить заявителю внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

8. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

  • 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
  • 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
  • 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

9. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

10. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

11. Организатор аукциона обязан вернуть заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.

12. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

13. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

14. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

15. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

  • 1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;
  • 2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;
  • 3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;
  • 4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;
  • 5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

16. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.

17. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

Победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) признается участник аукциона, предложивший наибольший размер первого арендного платежа.

18. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

19. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

20. Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

21. Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.

22. Не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона.

23. Организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если аукцион был признан несостоявшимся и лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник в течение тридцати дней со дня направления им проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры (при наличии указанных лиц). При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.

24. Если аукцион проводится в целях предоставления земельного участка в аренду для комплексного освоения территории, одновременно с договором аренды земельного участка лицу, с которым в соответствии с настоящей статьей заключается указанный договор, направляются также два экземпляра проекта договора о комплексном освоении территории, подписанного представителем уполномоченного органа.

25. Если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также договор о комплексном освоении территории в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.

26. В случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.

27. Сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.

28. Ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

29. В реестр недобросовестных участников аукциона включаются следующие сведения:

  • 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан), идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;
  • 2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика (для юридического лица) или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) учредителей (участников) юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи, фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан) учредителей (участников), членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;
  • 3) дата проведения аукциона в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, дата признания аукциона несостоявшимся в случае, если лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник уклонились от заключения указанных договоров;
  • 4) дата внесения указанных в настоящем пункте сведений в реестр недобросовестных участников аукциона.

30. В случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.

31. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников аукциона, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте.

32. Сведения, предусмотренные пунктом 29 настоящей статьи, исключаются из реестра недобросовестных участников аукциона по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных участников аукциона.

33. Внесение сведений о лицах, указанных в пункте 27 настоящей статьи, в реестр недобросовестных участников аукциона или содержание этих сведений в реестре недобросовестных участников аукциона, равно как и неисполнение действий, предусмотренных пунктом 32 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

34. Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Результаты торгов, выбор победившего

Каждый из тех, кто участвует в торгах, рассчитывает на победу. А успех зависит от того, насколько платежеспособен участник, а также его отношения к требованиям закона по ВРИ земельного надела.

Если у соискателя ограниченный бюджет, необходимо выбирать территорию и инфраструктуру участка, имеющую перспективу на будущее. Информацию о том, что планируется построить, возвести, планов по застройке населенных пунктов. Перед тем, как принять участие в аукционе, планы изучаются предварительно с тем, чтобы заинтересованное лицо выиграло торги, при этом минимизировало в этом процессе свои расходы.

Если соискателя заинтересовал земельный надел, находящийся недалеко от города, имеющего развитую инфраструктуру, автомагистрали, то для выигрыша в торгах необходима солидная сумма денежных средств. Минимизировать затраты не получится.

Тому, кто выиграл в аукционе, выдается специальная форма протокола: в документе отображены результаты торгов и зафиксирован победитель. А также проект арендного договора или купли-продажи земельного надела.

В отдельных случаях победитель получает проект договора, связанного с вопросом комплексного освоения территории.

Механизм оплаты

Первоначальный взнос, он же – задаток учитывается в качестве оплаты объекта, выставленного на продажу. Но как часть окончательной стоимости земли. Дальнейшая оплата земельного надела происходит по положениям ГК РФ. В частности, договором купле-продаже. Участники, которые составили ряды проигравших, возвращается задаток. На это нужно время: 3 дня после завершения аукциона. Задаток перечисляется на их банковский счет.

Осуществляя расчеты, организатор обязуется разместить оповещение о том, что аукцион состоялся и результаты торгов известны. Оповещение не срочное: закон отводит на это 1 месяц. Но существует один нюанс: информация о проведении аукциона размещается в тех же СМИ, где было указано о том, что торги планируются.

Переход прав

После подписания протокола торгов, происходит оформление земли в собственность выигравшего аукцион. Но орган муниципальной власти должен издать соответствующее Постановление. На это закон отводит ему достаточно длительный срок. Он равен 1 месяцу. Без этого документа покупатель не сможет оформить земельный надел. В Росреестр документы подаются от имени будущего собственника, самостоятельно. Только после проверки документов сотрудником Росреестра, их принятии, оформлении участка он становится его владельцем. С соответствующими этому правовому явлению полномочиями: пользование, распоряжение. То же касается и аренды, за исключением того, что распоряжение землей осуществляется временно, до тех пор, пока не закончится аренда.

Не всегда в отношении земельного участка, который предполагается брать в аренду, проводятся аукционы. Есть исключения из этого правила.

Правовая основа

Отчуждение земли у государства – это строго регламентированная правовая процедура. Земля находится в государственной и муниципальной собственности. Существуют Правила, по которым происходит продажа участка земли. Они утверждены в 2021 году, под №808. Кроме того, нормами N101-ФЗ от 2021 года (ст. 10).

Аукцион: понятие и общая характеристика

На торгах выставляется земельный участок. На его покупку находится несколько претендентов. Побеждает в торгах тот человек или организация, которые предлагают за него большую стоимость.

Аукцион делится на виды. Критериями разделения служит способ его проведения и круг участников. Известно два вида аукционов:

  1. Открытые: ограничения в отношении количества участников торгов не накладываются. Предложение о проведении аукциона актуально для всех, кому интересен товар.
  2. Закрытые: накладывает ограничения в численности участников, а также по их характеристикам. Если планируется торговля по реализации участка земли сельскохозназначения, от иностранцев, например, не принимаются заявки.

Если сравнивать обе формы, то эксперты сходятся во мнении о том, что открытая форма более справедлива, так как наделяет всех участников равными правами. На продажу выставляются участки, которые имеют кадастровый идентификатор.

Особенностью торгов закрытого типа выступает то, что далеко не все желающие могут в них участвовать. Подача заявление о цене, которую готовы предложить участники за землю, также имеет особенности. Предложения подаются в конвертах закрытого типа. Никто из участников не знает о том, какую цену готов предложить его соперник. Несмотря на то, что аукцион закрытый, информация о его проведении должна быть в СМИ. Уведомление о проведении этого мероприятия печатается перед проведением и после, при оглашении итогов торгов.

Законодательное регулирование

Порядок и правила проведения торгов закреплены на законодательном уровне, а именно в Земельном кодексе РФ.

В частности, этому вопросу посвящены отдельные статьи данного нормативно-правового документа — ст. 39.3 – 39.17 ЗК РФ.

Именно в соответствии с положениями этих статей и осуществляется регулирование

порядка проведения торгов по продаже земельных участков.

Кроме этого, правовое регулирование осуществляется отдельным документом — Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Данные правила утверждены Постановлением правительства РФ от 11.11.2002 г. №808 и ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.

Что касается дальнейшего заключения договора купли-продажи, то это происходит уже в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Основным документом при этом является Гражданский кодекс, глава 7 которого полностью посвящена данной сделке.

Понятие и виды

Аукцион по продаже земельного участка представляет собой процедуру, в ходе которой данный объект выставляется на продажу для множества претендентов. Побеждает при этом тот из них, кто предложит за него самую большую цену.

По способу проведения и кругу участников торги могут быть разделены на два основных вида:

Открытые

В этом случае мероприятие проводится без какого-либо ограничения по численности участников или их категории. При этом предложение о проведении торгов размещается в общем доступе и распространяется на всех возможных претендентов. Единственное ограничение, которое допускается в этом случае, это ограничение по численности участников, что обычно связано с их квалификационными характеристиками.

Некоторые различия при этом есть и во время установления цены. В частности, в данном случае заявки на цену подаются открыто, без каких-либо защитных мер.

Поэтому все участники могут знать ставки своих соперников и, при необходимости, перебивать их, предлагая большую цену.

Закрытые

В этом случае круг потенциальных участников весьма ограничен не только по численности, но и по определенным характеристикам, которые могут быть связаны с особенностями законодательства или условиями аукциона.

Что касается способа подачи заявлений о цене, то это делается с определенными

ограничениями. В частности, ставки участников подаются в закрытых конвертах, и никто из них не знает о предложениях от других претендентов.

Несмотря на наличие определенных ограничений при проведении закрытых торгов, информация о них все равно должна поступать в средства массовой информации. Причем оповещение должно быть опубликовано как перед началом этого мероприятия, так и после его окончания, для оглашения результатов.

Однако наиболее предпочтительной и справедливой формой проведения аукциона является открытая, поскольку с ее помощью максимально обеспечиваются равные права для всех участников.

В идеале именно такая форма и должна использоваться при продаже государственных и муниципальных земельных участков .

Порядок проведения

Принятие решения об организации и проведении процедуры торгов находится в компетенции уполномоченных на это органов государственной или муниципальной власти, в собственности которых и находится конкретный участок земли. При этом приниматься данное решение может как по инициативе этого органа, так и на основании письменных обращений граждан или юридических лиц.

В обобщенном виде порядок проведения аукциона на продажу земельного участка выглядит следующим образом:

Публикация извещения о начале торгов

Делается это в средствах массовой информации минимум 30 дней до начала аукциона. В частности, извещение необходимо опубликовать в периодическом издании (газете или журнале) того региона, где продается земля. Также допускается информирование при помощи официального сайта местного органа власти, который является продавцом.

Прием заявок от претендентов

Для получения права на участие в аукционе они должны в установленный срок подать следующий пакет документов:

  • заявка на участие (заполняется в соответствии с установленной формой, которая указывается в извещении);
  • копии удостоверяющих личность документов (требуются в том случае, если претендентом выступает гражданин);
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (необходима для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц соответственно);
  • документы, которые подтверждают внесение задатка (стоит учитывать, что это считается оформлением соглашения о задатке);
  • заверенный в соответствии с требованиями российского законодательства перевод на русский язык бумаг, которые подтверждают государственную регистрацию юридического лица (если заявителем является иностранное юрлицо).

Стоит учесть, что организатор аукциона не имеет права требовать от претендентов предоставления других документов, кроме обозначенных выше.

Крайний срок подачи всех бумаг — за пять дней до начала аукциона. Документальное закрепление поданных заявок осуществляется в специальном журнале.

Рассмотрение заявок

На этом этапе проверяются такие моменты:

  • наличие у претендента всех необходимых документов;
  • его соответствие предъявляемым требованием;
  • установление факта поступления задатка.

В результате проверки либо принимается решение о допуске тех или иных претендентов к участию, либо об отказе для них в этом.

Те участники, которые были допущены к аукциону, заносятся в протокол. Не позднее дня после подписания этого документа всем претендентам, которые подавали заявки, должны быть направлены извещения с закрепленным там решением о том, прошли или не прошли они процедуру отбора.

Проведение торгов

Они проводятся в то время и в том месте, которые ранее были указаны в извещении.

В начале мероприятия проводящее его лицо (аукционист) оглашает наиболее важную информацию, а именно:

  • наименование предмета продажи;
  • его основные характеристики;
  • начальную цену;
  • «шаг аукциона».

После этого все участники получают пронумерованные билеты. Эти билет желающие могут поднимать каждый раз для увеличения цены участка (либо начальной, либо уже повышенной другими претендентами).

При этом цена будет повышаться на величину шага аукциона.

Если после очередного повышения не будет претендентов, готовых еще больше поднять цену, аукционист должен произнести ее три раза. В том случае, если после этого никто так и не поднимет билет, победителем торгов будет признан тот участник, который делал это последним.

Оформление результатов

Делается это при помощи протокола, в который заносятся сведения о победителе аукциона, а также о других существенных условиях сделки (в частности, о цене). Далее именно этот документ будет являться главным основанием для заключения договора купли-продажи.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами аукциона — его победителем и организатором. Один экземпляр после этого остается у организатора, второй передается победителю.

Публикация в СМИ информации о результатах аукциона

Делается это в тех же источниках, в которых ранее публиковалось извещение о проведении мероприятия.

Заключение договора купли-продажи

Он оформляется в соответствии с теми существенными условиями (то есть ценой и

предметом), которые были оговорены ранее. Стоит учесть, что для подписания договора у сторон есть четко обозначенный срок — максимум пять дней с момента окончания торгов.

Помимо заключения договора купли-продажи с победителем, у организатора есть определенные обязательства и перед другими участниками. В частности, он должен вернуть им всю сумму внесенного задатка, необходимого для участия в аукционе.

Делается это на расчетный счет, который обязательно должен быть указан при подаче заявок претендентами.

Для этого также есть установленный срок — три дня после оформления протокола с результатами торгов.

Основания для отмены торгов

В некоторых случаях процедура продажи земельного участка может быть отменена, а торги признаны несостоявшимися.

В частности, это может произойти в таких случаях:

  • заявку на участие в данном мероприятии подали менее двух претендентов;
  • во время проведения открытого по форме подачи заявлений о цене аукциона ни один из его участников после троекратного объявления первоначальной стоимости участка не поднял билет для ее повышения;
  • во время проведения закрытого по форме подачи заявлений мероприятия ни один из его участников не был признан победителем согласно решению организатора;
  • победитель торгов отказался от подписания протокола с его результатами или же от последующего заключения на этом основании договора купли-продажи.

Еще раз стоит отметить, что для заключения договора в законодательстве предусмотрен специальный срок. Он составляет 5 дней с момента подписания протокола о результатах торгов.

После окончания данного срока право по оформление договора купли-продажи теряется.

Данный реестр недобросовестных застройщиков поможет вам избежать неприятностей с недвижимостью.

Продажа доли вашего ребенка очень сложное дело которое стоит проводить только в крайнем случае! Наша статья подробно рассказывает о данной процедуре.

Какую ответственность несет застройщик который не соблюдает сроки постройки? По ссылке есть вся информация по данной теме.

Когда возможна продажа участка без торгов?

В некоторых случаях претенденты могут получить право на покупку участка и без проведения процедуры торгов.

В частности, это возможно в таких случаях, перечисленных в законодательстве:

  • если на участке находится объект недвижимости, принадлежащий претенденту на правах собственности (согласно ст. 36 ЗК РФ);
  • земля предоставляется для целей, которые не связаны со строительством (в соответствии со ст. 34 ЗК РФ);
  • с момента заключения договора аренды участка, предназначенного для сельскохозяйственных целей, прошло более трех лет (в соответствии со ст. 22 ЗК РФ);
  • участок предоставляется особым категориям граждан (например, инвалидам или многодетным семьям);
  • земля была предоставлена гражданам для ведения ЛПХ или ИЖС.

Кроме этого, в законодательстве выделяется и ряд других случаев, когда процедура торгов не является обязательной. Также сюда относятся ситуации, когда для участия в аукционе была подана всего одна заявка.

В этом случае договор купли-продажи заключается с этим единственным претендентом за начальную цену, установленную продавцом.

Однако это происходит только при условии, что он и поданные им документы соответствуют всем предъявляемым требованиям.

Для многих граждан получение государственной или муниципальной земли является выгодной сделкой, ведь стоимость недвижимости при этом существенно отличается от рыночной. Основная сложность в этом случае состоит в особенностях процедуры торгов на право покупки такого участка — попасть на это мероприятие очень непросто, а выиграть его еще сложнее, ведь для этого претендент должен соответствовать множеству требований.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Консультация. Звонок бесплатный
8 (800) 350-34-85

Adblock
detector

Правила организации и проведения

При организации и проведении аукциона обе стороны (и организатор, и участники) должны учитывать некоторые правила и условия:

1. Объектом продажи может быть только такой участок, который прошел процедуру установленную законодательством процедуру государственного кадастрового учета. При этом в отношении земли должны быть определены данные по ее разрешенному использованию, а также быть подключенными все необходимые для конкретного участка коммуникации.

2. Продавец земли (то есть государственный орган исполнительной власти) определяет такие параметры мероприятия:

  • начальную стоимость объекта;
  • величину задатка, который должны внести участники;
  • существенные условия договора купли-продажи.

При этом стоит учитывать, что начальная стоимость объекта определяется с учетом положений законодательства РФ об оценочной деятельности.

3. Организатор торгов определяет следующие условия этого мероприятия:

  • дату, время и место;
  • порядок проведения;
  • срок и форму подачи заявок;
  • порядок внесения задатка и его возврата;
  • шаг аукциона.

Последний показатель представляет собой величину возможного повышения цены участка за один раз. Обычно его размер находится в пределах 1-5% от первоначальной стоимости продаваемого объекта, установленной продавцом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: