Возмещение за изымаемый земельный участок

Здравствуйте, дорогой посетитель. Сегодня мы поговорим по теме: Возмещение за изымаемый земельный участок. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что мы сможем помочь

Комментарий к Ст. 281 ГК РФ

1. Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, как уже отмечалось, основывается на принуждении собственника расстаться во имя «общеполезных» целей с принадлежащим ему на праве собственности земельным участком (см. комментарий к ст. 279 ГК).

Принимая во внимание, что реализация процедуры изъятия земельных участков умаляет соблюдение большинства основных принципов гражданско-правовых отношений, а именно принципов автономии воли, неприкосновенности собственности, свободы договора и других, за исключением разве только права на судебную защиту, в основе всей процедуры изъятия земельных участков прослеживается приоритет урегулирования отношений с их собственниками путем достижения с ними соглашений. В частности, это подтверждается прежде всего диспозицией п. 3 ст. 279 ГК РФ, которая допускает возможность осуществления «быстрого» выкупа (до истечения одного года со дня получения уведомления о предстоящем изъятии) только при соответствующем согласии на это собственника земельного участка. Пункт 1 комментируемой статьи также подчеркивает необходимость достижения прежде всего соглашения по основным условиям осуществления выкупа у собственника земельного участка. В тех же случаях, когда по каким-либо причинам с собственником земельного участка не достигнуто соглашение о выкупе (выкупной цене или других условиях выкупа), федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

2. Согласно комментируемой статье в соглашении с собственником подлежащего изъятию земельного участка в обязательном порядке должны быть определены выкупная цена и другие условия выкупа. При этом с учетом п. 3 комментируемой статьи предусматривается возможность предоставления указанному собственнику взамен изымаемого участка другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену. Реализацию права на получение взамен изымаемого другого земельного участка необходимо рассматривать с учетом положений ч. 1 ст. 63 ЗК РФ, которые, по существу, гарантируют собственнику изымаемого земельного участка предоставление другого участка как одно из обязательных условий в реализации уполномоченным органом процедуры изъятия участка. В частности, указанное положение предусматривает в качестве гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что изъятие земельных участков путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется в том числе после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков.

3. У собственника подлежащего изъятию земельного участка нет никакой альтернативы после принятия решения о предстоящем изъятии и извещении его об этом. Такой собственник вправе только обжаловать обоснованность решения об изъятии в суд либо смириться с необходимостью отчуждения принадлежащего ему земельного участка. Рассматривая отношения, складывающиеся при принудительном отобрании имущества собственника в интересах государства, Д.И. Мейер отмечал: «Не следует, однако, думать, что между казной и собственником устанавливаются договорные отношения купли-продажи; договор требует согласия обоих контрагентов — тут его нет; собственник против воли продает свое имущество; отказаться от продажи он не может, да и дальнейшие последствия договора купли-продажи к этому случаю не применяются; например, если обнаружится, что экспроприированное имущество принадлежит не тому лицу, от которого оно куплено, то купля не уничтожается и т.д. Поэтому нельзя признать, как некоторые думают, что при приобретении в этом случае казной имущества по купчей крепости нет места экспроприации; вопрос об экспроприации уже решен раньше, а соглашение касается исключительно размера вознаграждения» <1>. Необходимо отметить, что Д.И. Мейер не случайно критически оценивает необходимость заключения договора между казной и собственником экспроприируемого имущества, поскольку при достижении добровольного соглашения о размере вознаграждения с учетом действовавшего законодательства одновременно требовалось совершение купчей крепости на отчуждаемое имущество <2>.

———————————
<1> Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. (по испр. и доп. 8-му изд., 1902). М.: Статут, 1997. Ч. 2. С. 97 (Классика российской цивилистики).

<2> Согласно ст. 579 Свода законов Российской империи если размер вознаграждения определен по добровольному соглашению, то на отчуждаемое имущество совершается купчая крепость в установленном порядке.

Конечно же, побудительным мотивом к заключению предусмотренного комментируемой статьей соглашения является не свободное волеизъявление собственника, действующего в своем интересе, а его принуждение на отчуждение принадлежащего ему участка. В последующем же указанный собственник, осознающий правомерность принятого решения об изъятии и выразивший согласие на выкуп, вступает с действующим в интересах публичного образования государственным или муниципальным органом в отношения, по своей природе являющиеся куплей-продажей.

Комментируемая статья не содержит норм, предписывающих применение правил о купле-продаже при заключении указанного соглашения (§ 7 и др. гл. 30 ГК РФ). Вместе с тем применение указанных правил с учетом установленных комментируемой статьей специальных требований к содержанию соглашения вытекает из существа складывающихся отношений по отчуждению земельного участка как объекта недвижимого имущества. С учетом п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, к соглашению как подписываемому сторонами одному документу должны применяться правила о соблюдении письменной формы (ст. 550 ГК), о государственной регистрации перехода права собственности, в том числе в части принудительной государственной регистрации при уклонении от такой регистрации одной из сторон (ст. 551 ГК). Одновременно соглашение с собственником подлежащего изъятию земельного участка должно соответствовать правилам ст. 37 ЗК РФ, устанавливающей особенности купли-продажи земельных участков, прежде всего в части соблюдения требования о государственном кадастровом учете подлежащего изъятию земельного участка.

Проведение указанной государственной регистрации, в том числе в связи с принятым решением об изъятии земельного участка, осуществляется в установленном Законом о регистрации недвижимости общем порядке. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законом. В частности, согласно ч. 24 ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 2021 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2021 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения является основанием для сноса или демонтажа таких объектов недвижимого имущества. При этом государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества не производится.

4. Важным вопросом для собственника земельного участка при осуществлении его изъятия является определение справедливой выкупной цены. Комментируемая статья устанавливает требования к порядку определения выкупной цены. Согласно комментируемой статье при определении выкупной цены учитывается не только рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, но и все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Кроме того, п. п. 2 и 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 63 ЗК РФ также предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды, а также возмещения рыночной стоимости земельного участка. Одновременно, как уже отмечалось, ст. 63 ЗК РФ предусматривается, что по желанию лица, у которого изымается земельный участок, может быть предоставлен взамен изымаемого другой участок. В последнем случае представляется, что стоимость предоставляемого взамен изымаемого хотя бы и равноценного земельного участка должна учитываться при определении выкупной цены и соответственно такое предоставление не влечет освобождение от возмещения всех причиненных собственнику изъятием земельного участка убытков.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЗК РФ порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, в том числе в связи с изъятием земельных участков, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время для расчетов указанных убытков применяется порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2021 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» <1>.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Рыночная стоимость изымаемого земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества определяется на основании проводимой в отношении подлежащего изъятию имущества оценки, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности». Согласно ст. 3 названного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Необходимо отметить, что с учетом ст. 8 данного Закона проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.

Навигация по записям

← Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда →

Возмещение в связи с изъятием земельного участка

  • gtag(‘config’, ‘UA-136093856-1’);

  • Основания для возмещения

    Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.

    В статье 56.8 Земельного кодекса прописаны особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия. Согласно закону, возмещение полагается в следующих случаях:

    • если изымаются частные территории в пользу государства или муниципалитета;
    • в том случае, когда на территории расположены частные постройки;
    • если собственник территории понес убытки, связанные с представлением собственности в аренду.

    Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Определение размера возмещения

    Определение суммы компенсации за принудительное отчуждение земель производится в соответствии с законом. Стоимость массива выясняется в процессе оценки. Специалисты, которые занимаются данным вопросом, руководствуются ФЗ «Об оценочной деятельности».

    В общую сумму выплаты могут быть включены:

    1. Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
    2. Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
    3. Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
    4. Упущенная выгода.

    Некоторые суммы не подлежат возврату. Законом определены такие виды расходов, связанных с выполнением:

    • строений, возведенных вразрез целевой эксплуатации, а также неотделимые от постройки улучшения, которые произведены в нарушение арендного соглашения;
    • улучшений, неотделимых от земельной зоны или постройки, которые были произведены после принятия акта об изъятии;
    • построек, возведенных уже после получения уведомительного письма владельца территории об изъятии, кроме случаев, когда на это имеется специальное разрешение;
    • сооружений, строительство которых было начато после оповещения об изъятии, несмотря на то, что разрешительный акт на это не требуется;
    • сделок, заключенных собственниками наделов, после получения уведомления об отчуждении.

    В том случае, если изымается лишь часть участка, размер выплаты снижается на рыночную стоимость той части, которая остается в распоряжении владельца. Для выяснения реальной цены земли, и всех прав с ней связанных, производится официальная оценка территории на дату, предшествующую вынесению постановления об изъятии. Это необходимо, потому что после публикации данных об изъятии стоимость земли на рынке резко снижается. Размер компенсации должен быть определен не позже чем за 60 суток до направления собственнику земли постановления изъятии.

    Порядок возмещения убытков в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

    Законодательством установлен определенный порядок возмещения ущерба, причиненного в связи с отчуждением наделов для государственных нужд или в распоряжение муниципалитета. Процедура предусматривает следующие этапы:

    1. После вынесения решения об изъятии, распорядитель территории получает соответствующее уведомление.
    2. Производится регистрация акта об изъятии, что фактически представляет собой обременение, наложенное на территорию.
    3. В том случае, если владелец удовлетворен предложенными условиями оплаты, между сторонами заключается соглашение, которое в дальнейшем служит основанием для регистрации прав собственности на участок в отношении муниципалитета или государства.
    4. Когда собственник имеет возражения относительно условий компенсации, он обращается в суд с исковым заявлением. Решение суда, вынесенное по данному обращению, и будет служить основанием для регистрации.

    Когда отчуждаемая площадь принадлежит нескольким собственниками, возмещение убытков при изъятии земельных участков распределяется между всеми владельцами пропорционально долевым паям.

    Пример по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

    Участок был в распоряжении Михаила уже несколько лет. После принятия решения о застройке прилегающей зоны, мужчина получил уведомительное письмо об отчуждении надела в ближайшее время.

    Решив оспорить содержание бумаги в будущем, Михаил начал строить на своей площади летний домик. Через некоторое время, мужчина получил официальный документ о том, что на его землю наложено обременение в виде изъятия территории в будущем.

    Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

    В результате Михаил получил компенсацию в виде стоимости земельного участка, а возведенную постройку пришлось снести.

    Заключение

    В итоге можно сделать несколько выводов:

    1. Возмещение выплачивается в том случае, если изымается частная собственность в виде земли или постройки, а гражданину или компании нанесен ущерб.
    2. Размер компенсации зависит от конкретной ситуации. В сумму могут входить: стоимость участка, упущенная выгода, убытки, связанные с отчуждением.
    3. Выплата средств осуществляется после того, как будет подписано соглашение между участниками отношений или по решению суда.
    4. Законом предусмотрен порядок выплаты ущерба в процессе отчуждения территории в пользу государства или муниципалитета.

    Список законов

    • Статья 56.8 ЗК РФ
    • Закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Несколько дней назад мне стало известно, что земельный массив, принадлежащий мне по праву собственности, будет изъят в ближайшее время для муниципальных нужд.

    Я полностью оплачиваю все платежи и налоги, содержу землю, и сейчас она находится в аренде у моего знакомого. Подскажите, могут ли у меня изъять землю до конца срок аренды, а если да, то имею ли я право потребовать возмещение недополученной прибыли в связи с предоставлением территории в аренду.

    Ответ: Добрый день, Полина. Сначала ответим вам на первый вопрос. Да, муниципалитет имеет право изъять ваш надел в принудительном порядке в любое время, если это необходимо для обустройства городской территории или по иным причинам, оговоренным в земельном законодательстве. В связи с изъятием, права третьего лица, то есть арендатора, будут прекращаться автоматически с момента отчуждения территории.

    Что касается компенсации, то вы вправе на основании ст. 56.8 ЗК РФ включить в свои требования не только реальную цену надела, но и сумму упущенной выгоды. Для этого потребуется представить расчет, подтвержденный официальными данными, а при необходимости обратиться в суд.

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Также вам будут полезны следующие статьи

    • Последствия прекращения права собственности в силу закона
    • Защита прав владельца, не являющегося собственником
    • Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
    • Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
    • Истребование имущества от добросовестного приобретателя
    • Истребование имущества из чужого незаконного владения
    • Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
    • Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
    • Распоряжение имуществом учреждения
    • Распоряжение имуществом казенного предприятия
    • Право оперативного управления
    • Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
    • Право хозяйственного ведения
    • Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
    • Квартира как объект права собственности
    • Собственность на жилое помещение
    • Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
    • Права членов семьи собственников жилого помещения
    • Товарищество собственников жилья
    • Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Общая собственность супругов
    • Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Обращение взыскания на долю в общем имуществе
    • Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
    • Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
    • Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
    • Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
    • Преимущественное право покупки
    • Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Определение долей в праве собственности
    • Понятие и основания возникновения общей собственности
    • Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
    • Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собстенности
    • Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности
    • Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Конфискация
    • Реквизиция
    • Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
    • Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
    • Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
    • Основания прекращения права собственности
    • Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
    • Отказ от права собственности
    • Приобретательная давность
    • Клад
    • Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
    • Приобретение права собственности на безнадзорных животных
    • Безнадзорные животные
    • Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
    • Находка
    • Движимые вещи, от которых собственник отказался
    • Бесхозяйные вещи
    • Передача вещи
    • Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
    • Самовольная постройка
    • Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей
    • Переработка
    • Основания приобретения права собственности
    • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Приобретение права собственности на находку
    • Вещные права лиц, не являющихся собственниками
    • Право муниципальной собственности
    • Право государственной собственности
    • Право собственности граждан и юридических лиц
    • Субъекты права собственности
    • Риск случайной гибели имущества
    • Бремя содержания имущества
    • Содержание права собственности
    • Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Прекращение прав на участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками
    • Порядок изъятия участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ
    • Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ
    • Обращение взыскания на земельный участок
    • Изъятие участка, который не используется по целевому назначению
    • Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
    • Пользование и распоряжение участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
    • Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Обременение сервитутом зданий и сооружений
    • Прекращение сервитута
    • Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
    • Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
    • Переход права на участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений
    • Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком
    • Право пользования земельным участком собственником недвижимости
    • Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
    • Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
    • Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении
    • Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
    • Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
    • Застройка земельного участка
    • Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
    • Земельный участок как объект права собственности
    • Право собственности на землю
    • Доверительное управление имуществом

    К некоторым особенностям изъятия земли у собственника в принудительном порядке относят оценку правомерности действий самого собственника. Так, если в ходе изъятия земельного участка, будет выяснено, что он использовался с нарушением норм действующего земельного законодательства, то он может быть изъят на безвозмездной основе.

    Другой особенностью является тот факт, что независимую оценку участка и всего, что на нем расположено, оплачивает тот уполномоченный орган, который выступил инициатором изъятия, а несобственник, даже если последний заказал эту экспертизу самостоятельно. Потраченные средства ему возмещаются со стороны уполномоченного органа власти.

    Уполномоченным органом определяется управляющая компания, которая осуществляет все работы: кадастровую оценку, реальную рыночную стоимость, переговоры с собственником, составление соглашения или подготовку иска в судебный орган.

    Собственник со своей стороны имеет право защищать свое право собственности всеми законными способами, настаивать на осуществлении его права собственности и соблюдения норм Конституции РФ, по которой никто не может лишить права собственности, не имея на то достаточных оснований. Если собственник докажет в суде, что его земельный участок не подходит для тех нужд, под которые его хочет реализовать государство, то решение об изъятии может сложиться в его пользу и право собственности останется за ним.

    Последствия изъятия участка для нужд государства или муниципалитета. Определение стоимости земли

    Прежде всего, собственник лишается права на собственность данным участком, он не просто перестает им владеть, но и в документы о собственности, которые хранятся в управлении Росреестра, вносятся соответствующие отметки.

    После того как у собственника изымают участок, ему предоставляется компенсация в виде земельного участка, аналогичного по размеру, стоимости и фонду, или в виде денежной суммы. При этом для того чтобы получить компенсацию в денежном эквиваленте, требуется правильно оценить стоимость участка, а несамостоятельно устанавливать сумму.

    Согласно статье 281 Гражданского кодекса РФ для определения стоимости земли, которая подлежит изъятию у собственника, учитываются несколько факторов:

    • рыночная стоимость земли;
    • кадастровая стоимость земли;
    • стоимость оформления документов по снятию с регистрационного учета и постановки на учет;
    • компенсация по выгоде, которая могла бы быть получена собственником земли с использования участка;
    • убытки, которые понес собственник при изъятии участка.

    Для того чтобы максимально защитить свои права, собственник земельного участка имеет право привлечь к оценке своего имущества независимую организацию, результаты оценки которой можно предоставить в суд, если изъятие земли происходит в судебном порядке, или в уполномоченные органы, с которыми составляется соглашение о передаче прав собственности на конкретный участок.

    Примечательно, что если на участке располагаются объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения и иные постройки, которые использовались собственником), то в расчет компенсации включается и стоимость этих объектов.

    Под возмещением понимается также и предоставление аналогичного по характеристикам земельных участков собственнику. То есть муниципалитет или представители государственных органов власти могут предложить собственнику обмен с так называемой доплатой. Один участок земли меняется на другой, а в качестве доплаты выступают средства, которые требуются для оформления соответствующей документации по регистрации участка.

    Основания, по которым изымают землю у собственника

    Статья 279 Гражданского кодекса РФ предусматривает изъятие земли у собственника. При этом порядок, условия и подробно описанные основания прописаны в земельном законодательстве. К последним относятся:

    • международные договоры;
    • строительство/реконструкция тех объектов, которые относятся к федеральным или особо значимым для государства;
    • любые другие основания, предусмотренные законодательством.

    В свою очередь к объектам государственного значения относятся:

    • энергетические объекты;
    • объекты атомной и иной энергетики;
    • дорожное полотно, автомобильные дороги и прилегающая к ним территория;
    • объекты космической деятельности;
    • объекты коммуникаций местного или федерального значения.

    Таким образом, если земельный участок требуется для реализации государственных и муниципальных нужд по описанным выше основаниям, то собственник будет его лишен, однако ему положена компенсация в натуре или в денежном эквиваленте.

    Как осуществляется возмещение по соглашению сторон и через суд

    Если собственник земельного участка выражает свое согласие на изъятие земельного участка, то совместно с уполномоченными органами составляет соглашение-договор в письменной форме, где прописывается не только согласие лица на передачу прав собственности на участок государству или муниципалитету, но и другие обстоятельства, в частности, то, как именно будет производиться возмещение, в какой форме, в каком количестве, в какой срок.

    Так, по соглашению сторон возмещение может быть осуществлено в денежном эквиваленте, размер которого прописывается отдельной строкой, в течение, например, одного года. В этот срок муниципалитет или государство обязаны возместить собственнику понесенные убытки и неудобства, с которыми ему пришлось столкнуться при изъятии участка из собственности.

    В случаях когда собственник категорически против изъятия у него участка для реализации государственных или муниципальных нужд, против него может быть выдвинут иск в суд со стороны муниципалитета или того органа власти, которому подведомственен участок.

    В ходе судебного разбирательства при вынесении решения в пользу изъятия суд обязан учитывать и вопрос по возмещению компенсации собственнику.

    При этом, так же как и при согласии сторон, учитывается полностью вся сумма: и земли, и находящихся на ней объектов, и компенсация убытков, и потерянная выгода. Самостоятельно ни муниципалитет, ни собственник сумму установить не могут, поскольку это противоречит действующему законодательству.

    Компенсация в натуральном виде: земля в обмен на землю

    При выборе компенсации в натуре собственнику земельного участка, который подлежит изъятию, выделяется аналогичный по характеристикам участок. Если же подходящего участка на балансе государства или муниципалитета нет, то собственнику может быть предложен участок, уступающий по своим характеристикам, но с доплатой.

    Доплата возмещается тем собственникам, у которых на изымаемой земле находятся постройки, а на предлагаемом в обмен нет ничего, кроме земли, или обмен недвижимости выходит неравноценным, например, в случаях когда собственнику земли с двухэтажным кирпичным домом предлагается участок с деревянной одноэтажной постройкой.

    После независимой экспертизы разница в средствах подлежит выплате в денежном эквиваленте собственнику изымаемого земельного участка.

    Последний вправе согласиться с компенсацией или же оспорить ее в судебном порядке.

    Как показывает практика по вопросам земельных правоотношений редко суд учитывает мнение собственника, если изымаемый участок действительно необходим для реализации государственных и муниципальных нужд. В этом случае за основу берутся только официальные документы, которые подтверждают правомерность действий и законность возмещения со стороны представителей государственных или муниципальных органов власти.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: